Сайт "Наш дом" создан творческой группой "ТИП" МОУ Октябрьская СОШ Таловского района Воронежской области
   

Содружество "ТИП"

 

Вместе мы можем сделать многое

Главная   

Мир народного костюма   

Мир русской кухни   

Мир поэзии   

Мир за окном   

Мир творчества   

Мир зодчества  

Мир памяти

Содружество ТИП

 

Навигация

 

Главная

Мир народного

костюма

Мир русской кухни

Мир за окном

Мир творчества

Мир поэзии

Мир деревянного зодчества

Мир памяти

Содружество "ТИП"

Венок немеркнущей славы
Карта сайта
Конкурс

 

 

 

Час общения

«Экспонат школьного музея «Письма с фронта» как забытый памятник незабытой войны»

Внеклассное мероприятие для учащихся 5 – 9 классов

 

 

"Письма с фронта"

 

*       Тип мероприятия: час общения

*       Форма проведения: диалог

*       Цель мероприятия: расширить знания учащихся об истории родного края

*       Задачи:

Ø       ·  образовательные:

познакомить школьников с историческим прошлым родного края;   углубить знания учащихся о людях, ушедших на фронт из родного села на примере истории одной из семей

Ø       воспитательные:

показать роль Вов в жизни односельчан; вовлечь в активную практическую деятельность по сбору информации о лейтенанте А.Ф.Хохонине, письма которого хранятся в школьном историческом  музее «Родники»; способствовать гражданско – патриотическому воспитанию;формированию исторического  сознания; создавать объективную основу для воспитания  любви к родному краю; совершенствовать навыки общения.

Ø       ·  развивающие:

научить работать с дополнительной литературой и другими источниками информации;  выступать перед аудиторией.

*       Оборудование:

мультимедийный проектор, сопровождающая презентация;

экспонаты школьного исторического музея «Родники» из военной экспозиции;

письма лейтенанта А.Ф. Хохонина, датированные июнем – августом 1941 года

 

Учитель:

Добрый день, ребята! Наша сегодняшняя встреча посвящена истории. Истории всей нашей страны, истории нашего поселка, истории тех людей, на чью долю выпало жить в годы Великой Отечественной войны. Много лет прошло с тех страшных дней, вот уже в 65-й  раз прогремит над мирным небом нашей Родины салют Победы.

 Великая Отечественная война… Она потребовала от всего народа нашей страны предельной мобилизации всех человеческих возможностей – и физических и эмоциональных. Призыв, звучавший над страной: «Всё для фронта, всё для победы!» стал программой для каждого человека, каждый жил по правилу: если нужно – значит можно! Родина не забыла подвига своих граждан.

Пламя Вечного Огня на братской могиле.

Улицы, названные именами погибших героев.

Мемориальные уголки в заводских цехах.

Родина – мать на Мамаевом кургане.

Обелиски с  именами погибших.

Безымянные братские могилы.

Взметнувшиеся ввысь стелы…

Всё это – память о Великой Отечественной войне, героическая летопись в камне и бронзе. Но есть ещё много памятников,  свидетелей тех страшных событий, о которых стали забывать.

 

Ребята, как вы думаете, о каких забытых памятниках идет речь?

(ответы учащихся)

 

Ученик читает стихотворение Глеба Горбовского «Письмо»:

 

На дне окопного оврага

Добыл я гильзу из стены.

А в ней -  истлевшая бумага,

Письмо, пришедшее с войны.

 

Должно быть, кто-то перед боем

Смочил графит карандаша

И с перемазанной губою

Писал, как думал, не спеша.

 

Вручал слова бумаге бренной,

Писал, склоняясь к фитилю,

…И вот слова сожрало время.

И лишь одно сквозит: «лю-блю»…

 

Одно осталось…Но упрямо

Горит сквозь всё, что в жизни есть!

…Что он «лю-бил»? Отчизну? Маму?

Иль ту, которую?.. Бог весть.

 

Любил, и всё. Не по приказу.

А по приказу он в тот раз,

Наверно, встал и умер сразу.

И вот воскрес.

Во мне.

Сейчас.

 

Учитель:

Письма, тоненькая ниточка, которая связывала фронт с родными и близкими. Почта, как и всё в стране, работала надежно и бесперебойно. Фронтовые «треугольники» сообщали самое главное: «жив, здоров» и вопрошали: «почему не пишете?...»  Почтальоны с большими трудом успевали за фронтовыми частями, находящимися в движении. Война, есть война. Нередко бывало, что письмо из дома, найдя, наконец – то, адресата, не заставало его в живых. Зато, уж если письмо доходило до бойца, то хранилось  как самая дорогая реликвия.

 

Как вы думаете, о чём писали солдаты домой?

 

Учитель:

Чаще всего бумага содержала простые слова, в которых было всё: и забота, и любовь, и тоска, и желание поскорей встретиться, или встретиться хотя бы ещё раз…А самое главное вернуться назад, живым. Поэт Константин Симонов во время войны написал своей любимой женщине письмо в стихах «Жди меня». Позже оно было напечатано в газете и многие фронтовики переписывали его и отправляли своим женам, своим любимым. Предлагаю послушать это стихотворение.

Ученик читает стихотворение К.Симонова «Жди меня»


* * *

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

 

Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души...

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.

 

Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: - Повезло.

Не понять, не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой,-

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

1941

 

Учитель:

Эти строки стали известны всему миру. Но среди множества писем, написанных с фронта домой, наверное,  немногие были в стихах. В нашем школьном историческом музее «Родники» хранятся десять писем, написанных нашим земляком, девятнадцатилетним лейтенантом Андреем Федоровичем Хохониным. Эти десять писем – то немногое, что осталось на память об этом человеке. Ему не суждено было вернуться домой, он навсегда остался в 1941 году.  Давайте познакомимся с тем, что в них написано.

Почти каждое письмо начинается одинаково: «Добрый день, Папа и Мамаша. Сестрица Устюша и братец Толя Миша его супруга Поля и сын Коля Лена с Колей и Васей Шура с Ваней и всем остальным родным и знакомым шлю я чисто сердечный пламенный командирский привет ...»

 

Ответьте, пожалуйста, как относился  Андрей Фёдорович к своим родителям? К близким?  Часто ли можно встретить такие чувства в наши дни?

 

Учитель:

В  каждом письме воин спешит сообщить самое главное «Я жив, здоров, чего и Вам желаю». При этом, скупо описывая всё, что происходит вокруг, не упоминая о трудностях, а ведь они, наверняка, были.

 

Как этот факт характеризует Андрея Фёдоровича?

 

Учитель:

 В своих письмах автор неоднократно повторяет, что очень хочется  увидеть родных, но нет возможности сделать это – началась война. Две армии, две страны  воевали друг с другом. Очень хочется увидеться с родными . Молодой лейтенант очень надеется: «может ещё увидимся, может останусь жив…», понимая что это очень сложно, что идет война. Но во всем винит не всю немецкую армию, не весь народ, а только Гитлера.

 

Прав ли был  он в том, что враг – это не вся Германия с её простыми жителями, а именно «кровожадный пёс Гитлер» принёс беду на нашу землю?

 

Учитель:

Последнее письмо от А.Ф. Хохонина было датировано 18 августа 1941 года. Он еще не участвовал в боях, но фронт подошел совсем близко. Были слышны взрывы снарядов, видны горящие самолеты, война дышала совсем рядом. Больше писем не было. Учитывая, что Андрей Фёдорович писал домой часто, каждые 3 – 5 дней, можно сделать вывод, что возможно в эти самые дни,  лейтенант Хохонин погиб, его не стало. Но остались пожелтевшие листочки  десяти писем, как привет из того страшного времени.

Как голос из прошлого, способный научить каждого из нас как надо любить  Родину и чтить родителей, во что нужно верить, как надо жить, чтобы спустя 69 лет тебя вспоминали с благодарностью. 

 

С той  страшной, долгой, кровопролитной войны в наше село не вернулись 195 человек. Практически каждая семья  потеряла мужчину – отца, сына, брата. Проходят годы, в мир приходят новые люди, новые поколения, а они, те, кто выжил, те кто остался на полях сражений, те кто восстанавливал страну в послевоенное время – они незаметно и тихо уходят. Мы не имеем права забыть ни одного воина,  чье мужество подарило нам жизнь.

Сегодня объявляется старт общешкольному движению «Никто не забыт и ничто не забыто». Поговорите со своими родными, узнайте как отразилась война на жизни вашей семьи. Принесите в школу с разрешения ваших близких фотографии воевавших родственников, письма, пришедшие с фронта, вещи, «помнящие» войну. Все без исключения материалы будут представлены на «Стене памяти», создавать и оформлять которую мы будем все вместе.

 

   Наверх   Назад

 

 

 

 

«Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели.

Мы пред нашей Россией и в трудное время чисты.»

С. Гудзенко

 

 

Главная   

Мир народного костюма   

Мир русской кухни   

Мир поэзии   

Мир за окном   

Мир творчества   

Мир зодчества  

Мир памяти

Содружество ТИП

Используются технологии uCoz