Сайт "Наш дом" создан творческой группой "ТИП" МОУ Октябрьская СОШ Таловского района Воронежской области
 

 

Содружество "ТИП"

 

Вместе мы можем сделать многое

Главная   

Мир народного

 костюма   

Мир русской

кухни   

Мир поэзии   

Мир за

окном   

Мир

творчества   

Мир деревянного

зодчества  

Мир памяти

Венок

немеркнущей славы

Содружество

ТИП

 

Навигация

 

Главная

Мир народного

костюма

Мир русской кухни

Мир за окном

Мир творчества

Мир поэзии

Мир деревянного зодчества

Мир памяти

Содружество "ТИП"

Венок немеркнущей славы
Карта сайта

 

Мир деревянного зодчества

 

Что нам стоит дом построить?

   Такой вопрос задавала некогда популярная песня и тотчас бесхитростно отвечала: «Просто вырыть котлован…» – и далее перечислялись едва ли не все этапы современного строительства. Между тем сооружение жилого дома, превращённое ныне в простой технический акт, для наших предков славян было исполнено глубочайшего смысла. В древности каждый человек строил жильё для себя и своей семьи сам, – если требовалось, на помощь звали родственников, соседей, друзей.

 

Выбор деревьев для строительства.

    .

   Наши далёкие предки могли бы подписаться под этими словами.

   Для древних славян деревья были не просто строительным материалом. Из дерева, согласно некоторым легендам, были сотворены самые первые люди, - значит, деревья древнее и мудрее людей. Срубить дерево – всё равно, что убить человека. Но ведь и избу надо строить! Как поступить?

Конечно, даже и речи не шло о том, чтобы поднять руку на дерево, пользовавшееся почитанием, «священное». Никогда не решился бы древний человек срубить дерево, выросшее на могиле. В некоторых местах России очень долго держался строгий запрет на рубку вообще всех старых деревьев. Грехом почиталась и рубка «молодика» - молодого, недозрелого леса. В разных областях существовал и запрет на рубку некоторых пород, это относится к «проклятым» деревьям, таким как осина и ель.

   С другой стороны, человек, срубивший вполне «доброжелательную» липу, должен был непременно заблудиться в лесу. Не годились для строительства мёртвые, сухие деревья. Оно и понятно: такие деревья не имеют в себе жизненных сил, на них печать смерти.

   Особая и очень опасная разновидность запретных деревьев – это «буйные», «злые», «прокудливые». «Буйные» деревья, согласно поверьям, чаще всего вырастали на заброшенных лесных дорогах, в особенности – на перекрёстках таких дорог. Существовал и запрет на использование в строительстве деревьев, посаженных человеком.

   Если первые три дерева, намеченные к рубке, по какой-либо причине оказывались непригодными, то в этот день лучше не браться за дело: не будет добра. Строевой лес старались рубить в новолуние, ибо это, по мнению древних, не давало завестись в брёвнах червям-древоточцам.

 

Выбор места для дома.   

   Чтобы построить дом требовалось ещё отыскать конкретное место. Конечно, тот или иной уголок облюбовывали в первую очередь из-за практических соображений: чтобы не затапливало в паводок, чтобы было солнечно  и не задували холодные ветры, чтобы по близости была вода и так далее. К тому же требовалось, чтобы место было «добрым». Вот некоторые способы определения «хороших» мест.

   Ни в коем случае не годился участок, где ранее проходила дорога: чего доброго, по ней могли «уйти» из дому достаток, жизнь и здоровье. Нельзя было строить дом там, где прежде стояла баня: банный дух, Банник, был существом в общем недоброжелательным. Спорный участок земли также не подходил для строительства: в таком доме, считалось, до веку ладу не будет.

   Верным признаком «недоброго» места были также найденные в земле человеческие кости, оставленные без должного погребения. Не годилось строить жильё и на месте дома, сожжённого молнией либо оставленного из-за болезней, наводнения, других несчастий. Но если никаких недобрых признаков на облюбованном месте не обнаруживалось – его непременно надо было «проверить» Вот как это делалось.

   С хлебом, по мнению наших предков, была связана идея вечного возрождения, зарождения чего-либо нового, живого, доброго, светлого. Сажая хлебы в печь, «назначали» один из них на будущий дом. Если это хлеб выходил высоким и пышным, стало быть, Боги благословили строительство. Приглядев место для хаты, хозяин приносил с четырёх разных полей по камешку и раскладывал их на избранном месте, помечая будущие углы. А через три дня приходили посмотреть камешки: если они оказывались непотревоженными, значит, можно было строиться.

Облюбовав место для дома, сухую овечью шерсть, символ  достатка и благополучия, накрывали сверху горшком и оставляли там до утра. Отсыреет шерсть – значит, место «доброе». Ещё одним символом домовитости почитались у славян муравьи. Заберутся  ночью под оставленный на земле деревянный кружок – значит, место счастливое.

 

Дом выходит из-под земли.           

   Итак, начинать строительство дома лучше всего было около 21 марта, притом в новолуние, или уж во всяком случае, при растущей луне, а кончать – к 22 июня, когда солнце входило в полную силу и не успело ещё повернуть на осень. Именно таких воззрений совсем недавно придерживалось русское крестьянство,  в частности в Сибири.  Ни одно порождение народной культуры не было в одночасье придумано в том виде, в каком застала его этнографическая наука: народная мысль трудилась в продолжении веков, создавая гармонию и красоту. Конечно, касается это и жилища. Традиции во многом определялись климатическими условиями и наличием строительного материала.

    Полуземляночное жилище.

Полуземляночное жилище древних славян, живших в VI VII веках на Днепре, обычно имело почти квадратную форму со сторонами не более 3 – 4 метров. Земляной котлован для него бывал различным по глубине, крыша дома подчас опиралась непосредственно на  грунт. Главной заботой наших предков, живших в суровом климате, было обеспечение теплом.  В яме делали сруб, который затем засыпали снаружи землёй и плотно утаптывали. Деревянное сооружение засыпали землёй целиком, в том числе и верхнюю часть – крышу. Вход в полуземлянку располагался, как правило, с южной стороны. Полы были земляные, утоптанные, иногда промазанные глиной.

 

 Наземное жилье.

   Постепенно полуземлянки «выбирались» из-под земли на свет Божий. На севере, с его сырым климатом и изобилием первоклассного леса, полуподземное жильё превратилось в наземное –избу. Обычно это было квадратная в плане постройка со стороной 4 – 5 м. Чтобы  брёвна плотней прилегали друг к другу, в одном из них делали продольное углубление, куда и входил выпуклый бок другого. Пазы между брёвнами конопатили болотным мхом, имеющим свойство убивать бактерии, и нередко обмазывали глиной.

   Главным инструментом плотника был топор. Но отнюдь не из-за того, что достаточно поздно они узнали о пиле. Дело в том, что топор, рассекая бревно, уплотняет и сплющивает сосудистую ткань древесины. Наши предки так упорно предпочитали топор, применяя его даже для выделки досок: не случайно они назывались «тёсом».

 


 

В крестьянском хозяйстве, при рубке углов избы пользовались лишь простыми способами соединения брёвен (в старинном русском деревянном зодчестве использовали до пятидесяти способов рубки!)

Узлы и элементы соединений деревянных конструкций 

 

      
 
Пол в избе порой был земляной, но чаще – деревянный, приподнятый над землёй на балках-лапах, врубленных в нижний венец. В этом случае в полу устраивали лаз в неглубокий погреб-подполье.

К избе нередко пристраивали своего рода прихожую – сени. Иногда в сенях устраивали хлев для скота.

В отличии от полуземлянок в избах появились окна.

                       Наземное жильё.                                                                 Жилая изба.

 

                          

 

Наши времена.

 

   В нашей местности, не далее как 10 лет назад, в поселке Первомайский стояли амбары построенные для помещиков. Все  этапы постройки были  соблюдены. Бревна были подогнаны так плотно, что даже не требовалось конопатить мохом пазы.

   А вот в поселке Новая Чигла и в настоящий момент сохранись постройки времен начала XIX века. Примером служит здание сельской библиотеки и сельской церкви.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                  

 

  Наверх

 

 

 

 

 

 

Я знаю, что деревьям, а не нам

Дано величье совершенной жизни.

 

 Николай Гумилев

 

Главная   

Мир народного

 костюма   

Мир русской

кухни   

Мир поэзии   

Мир за

окном   

Мир

творчества   

Мир деревянного

зодчества  

Мир памяти

Венок

немеркнущей славы

Содружество

ТИП

Используются технологии uCoz