Сайт "Наш дом" создан творческой группой "ТИП" МОУ Октябрьская СОШ Таловского района Воронежской области |
Содружество "ТИП"
Вместе мы можем сделать многое |
||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
Мир народного костюма
Цель работы была определена так : ознакомление с таким видом культуры, как народное творчество, реализованное через народный костюм. Были поставлены следующие задачи: 1) рассказать о народном костюме как модели мира; 2) описать местный народный костюм, указать значение отдельных деталей ; 3) актуализировать мысль о том, что сохранение народных традиций важно для развития гармоничной личности в современном мире. В рамках стандарта народного костюма можно обнаружить значительную вариативность, что вообще присуще традиционной культуре . В России вариативность была обусловлена огромными пространствами, по которым расселялся русский народ, разнообразием природных условий. Костюмы, бытовавшие в разных губерниях, уездах, часто обладали выраженными местными чертами, которые проявлялись в манере ношения костюма, в количестве входящих в его состав предметов, цветовой гамме, покрое.
А валенки, изготовленные Фоновым Василием Семеновичем, славились на всю Воронежскую область. Сохранили переселенцы из Новой Чиглы и народные костюмы – наиболее массовый вид народного творчества. Народный костюм – прекрасный материал для изучения истории родного края. Местный костюм был восстановлен Толбиной Анастасией Яковлевной совместно с Ульяной Александровной Романовой. В 1999 году Анастасия Яковлевна, ветеран педагогического труда, на официальном открытии школьного исторического музея « Родники» созданного силами учеников и учителей МОУ Октябрьской СОШ, подарила народный костюм п. Вознесеновка музею. В ходе исследовательской работы был собран следующий материал о народном костюме.
Рубаха являлась основным составляющим элементом женского крестьянского костюма. Рубаха с прямыми поликами, пришитыми параллельно уточной нити, бытовала в северных и центральных районах России. Как правило, такая рубаха делалась цельной. Ее кроили из четырех полотнищ ткани – по два спереди и сзади ворот таких рубах образовался за счет сосборенных на нитку и обшитых бейкой из холста или кумача верхних кромок полотнищ и краев поликов. (Полик – плечевая вставка, соединявшая переднее, заднее полотнище рубахи и рукавов. Полики были прямоугольно формы и трапециевидные. Они расширяли верхнюю часть рубахи, делая ее более широкой и удобной для работы). Широкие рукава рубахи шились из полутора полотнищ ткани и собирались под обшивку. Для придания руке большей свободы движения под рукав вшивалась ромбическая вставка – ластовица. Иногда к обшивке пришивалась оборка из кружев. Еще одним элементом народного костюма является косник – девичье украшение, вставлявшееся в косу при помощи шнура между прядями волос. В народном костюме п. Вознесеновка косник представлен простым вариантом – лентой, вплетенной в косу, заканчивающейся завязанным бантом. По длине оставляемых концов ленты можно было судить о зажиточности семьи. Несколько слов об орнаменте. Элементы, составляющие мотив узоров, имеют древнее происхождение и связаны с почитанием нашими предками культа языческого божества посредством особых знаков – символов, знаков – оберегов. Эти условные знаки должны были всегда напоминать богам и другим силам Добра о том, чтобы они вовремя отводили в сторону руку Зла. В традиционном представлении русского народа мир являлся упорядоченным: все имеет свой смысл. Исполнительницы костюма использовали геометрический ромб – наиболее устойчивую фигуру в орнаменте, знак лучезарного солнца. Крест – символ мужчины.( Техника вышивания крестом до сих пор существует в нашей местности.) Растительные орнаменты, которые являются самыми распространенными.
|
|
||||||||||||||||||||||||||
|