Сайт "Наш дом" создан творческой группой "ТИП" МОУ Октябрьская СОШ Таловского района Воронежской области |
|
Содружество "ТИП"
Вместе мы можем сделать многое |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Мир творчества
Эссе в современной школе
В наше время, в условиях усиливающейся конкуренции на рынке труда, значительно повышаются требования к качеству образования. Эссе как жанр сочинения активно вторгается в школьную жизнь, потому что умение правильно и грамотно формулировать свои мысли, работать с литературой и источниками будет необходимо выпускникам в будущем практически во всех сферах деятельности. Поэтому современным старшеклассникам часто приходится выполнять письменные работы различного характера: аннотирование (краткий пересказ содержания произведения), реферирование (изложение мнения автора произведения), компилирование (сопоставление нескольких мнений по одному и тому же вопросу), составление творческого реферата или эссе. «Чего ждет от меня преподаватель? За что поставит хорошую оценку? Почему может снизить ее?»- эти вопросы волнуют обучающихся в старшем школьном звене. Обратите внимание на цель эссе: развитие навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Писать эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы Однако недостаточно знать лишь формальные требования, предъявляемые к письменной работе в форме эссе. В процессе создания текста всегда возникает множество частных вопросов: как выделить главную мысль? как оформить собственное мнение? как сделать вывод? как его обосновать? Многие ученики успешно справляются с подобными заданиями, но не всегда есть уверенность, что все действуют наилучшим образом. Существуют простые методы работы с текстом, заметно облегчающие и ускоряющие этот процесс. Конечно, практические навыки выполнения письменных работ разного жанра вырабатываются годами, но общие правила и требования к ним важно усвоить как можно раньше. Сочинение в жанре эссе требует от автора не только продемонстрировать какую-то "сумму знаний", но и сделать акцент на собственных чувствах, переживаниях, на своем отношении к тому, о чем он пишет. Словом, автор эссе - не только рассказчик, повествователь, но и … герой. Для эссе характерна ярко выраженная авторская позиция, искренность, эмоциональность изложения. Жанр эссе дает право на субъективный подход к теме и свободную композицию. « Границы жанра довольно размыты. Его определяют иногда как записки, наброски, раздумья. В современной критике есть и такой термин - "авторская проза". Литературный энциклопедический словарь (М., 1987) сообщает нам, что эссе - это «прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующие на определенную или исчерпывающую трактовку предмета. Эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо…» Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорную интонацию и лексику».(Т. Алексеева, методист НМЦ Красногвардейского района Санкт-Петербурга)
Особенности творческой работы в форме эссе
Французское слово «эссе» можно перевести как «проба пера, попытка, набросок». Данный жанр особенно популярным стал в последние годы. Цель творческого эссе — уйти от формальных рамок. Здесь господствует не логика, а ассоциации. Если вас стесняют четкие рамки реферата и заданная структура, необходимость все обосновывать и полностью перечислять доказательства, обратитесь к форме эссе, то есть к свободной форме. Из формальных требований к эссе можно назвать только одно — наличие заголовка. Внутренняя структура эссе может быть произвольной. Поскольку это малая форма письменной работы, то не требуется обязательное повторение выводов в конце, они могут быть включены в основной текст или в заголовок. Аргументация может предшествовать формулировке проблемы. Формулировка проблемы может совпадать с окончательным выводом. В отличие от реферата, который адресован любому читателю, поэтому начинается с «Я хочу рассказать о...», а заканчивается «Я пришел к следующим выводам...», эссе — это реплика, адресованная подготовленному читателю. То есть человеку, который в общих чертах уже представляет, о чем пойдет речь. Это позволяет автору эссе сосредоточиться на раскрытии нового и не загромождать изложение деталями Приведем некоторые наблюдения М. Эпштейна по поводу эссе. «Что такое эссе, никогда в точности не было определено», — утверждает один литературоведческий словарь, а другой добавляет еще более категорично: «Эссе не может быть приведено к какой-либо дефиниции. Эта «неопределенность», «неуловимость» составляет саму природу эссе». И все же можно выделить некоторые общие признаки жанра, которые обычно перечисляются в энциклопедиях и словарях: · небольшой объем, · конкретная тема, · подчеркнуто субъективная ее трактовка, · свободная композиция, · склонность к парадоксам, · ориентация на разговорную речь и т. д. Итак, при формулировке проблемы следует учесть, что эссе отличают конкретная тема и подчеркнуто субъективная ее трактовка. Объем темы здесь гораздо уже, чем, например, в трактате. В принципе, эссе может быть посвящено Вселенной, истине, красоте — все равно эти темы утратят всеобщность, станут частностями на фоне всеобъемлющего «Я». Поскольку эссе — жанр субъективный, то и оценка его может быть субъективной. Делать ставку на новизну всегда рискованно, но кто не рискует, тот не побеждает.
Экскурс в историю: древнейший жанр мировой литературы
Эссе - древнейший жанр мировой литературы. Произведения в жанре эссе писались и пишутся на философские, духовные, исторические, автобиографические, литературно-критические темы. Важно отметить, что эссе может быть воплощено в совершенно различные литературные формы: проповедь, статья, дневник, рассказ, очерк, исповедь, речь, письмо, слово …
Пример эссе: размышления о патриотизме Д.С.Лихачева.
Фотографии родной природы; автор - выпускница 2008 года Пентюхина Мария.
Использованы материалы сайтов:
ü http://ru.wikipedia.org/wiki/Эссе
Практическое применение
1) Курс по выбору «Трудные случаи орфографии и пунктуации»; 2) Уроки развития речи по русскому языку ( программа под редакцией М.М.Разумовской); написание эссе на тему: « Книги, без которых я не могу обойтись», « Видение отроку Варфоломею», « Экология культуры», « О времени и о себе»; 3) Литература 10 класс: «Золотой век» русской литературы», «Себя как в зеркале я вижу, Но это зеркало мне льстит…» ( о портретах А.С.Пушкина), « И жизнь, и слезы, и любовь…», « Неистовый мир «Вечеров на хуторе близ Диканьки», « Обломов – логический конец Онегина и Печорина». Перечислены лишь некоторые темы эссе, предлагаемые на уроках литературы и русского языка в 9-11 кл. Но создавать творческие работы в форме эссе необходимо предлагать и в среднем школьном звене. Это поможет научиться рассуждать, размышлять, смело высказывать собственные мнения, выбирать оригинальные способы оформления мыслей. Таким образом, дети смогут ярко выражать авторскую позицию, содержание их творческих работ наполнится искренностью, эмоциональностью.
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|