Сайт "Наш дом" создан творческой группой "ТИП" МОУ Октябрьская СОШ Таловского района Воронежской области |
|
Содружество "ТИП"
Вместе мы можем сделать многое |
||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
|||||||||||||||
|
Мир деревянного зодчества
Что нам стоит дом построить? Такой вопрос задавала некогда популярная песня и тотчас бесхитростно отвечала: «Просто вырыть котлован…» – и далее перечислялись едва ли не все этапы современного строительства. Между тем сооружение жилого дома, превращённое ныне в простой технический акт, для наших предков славян было исполнено глубочайшего смысла. В древности каждый человек строил жильё для себя и своей семьи сам, – если требовалось, на помощь звали родственников, соседей, друзей.
Выбор деревьев для строительства. . Наши далёкие предки могли бы подписаться под этими словами. Для древних славян деревья были не просто строительным материалом. Из дерева, согласно некоторым легендам, были сотворены самые первые люди, - значит, деревья древнее и мудрее людей. Срубить дерево – всё равно, что убить человека. Но ведь и избу надо строить! Как поступить? Конечно, даже и речи не шло о том, чтобы поднять руку на дерево, пользовавшееся почитанием, «священное». Никогда не решился бы древний человек срубить дерево, выросшее на могиле. В некоторых местах России очень долго держался строгий запрет на рубку вообще всех старых деревьев. Грехом почиталась и рубка «молодика» - молодого, недозрелого леса. В разных областях существовал и запрет на рубку некоторых пород, это относится к «проклятым» деревьям, таким как осина и ель. С другой стороны, человек, срубивший вполне «доброжелательную» липу, должен был непременно заблудиться в лесу. Не годились для строительства мёртвые, сухие деревья. Оно и понятно: такие деревья не имеют в себе жизненных сил, на них печать смерти. Особая и очень опасная разновидность запретных деревьев – это «буйные», «злые», «прокудливые». «Буйные» деревья, согласно поверьям, чаще всего вырастали на заброшенных лесных дорогах, в особенности – на перекрёстках таких дорог. Существовал и запрет на использование в строительстве деревьев, посаженных человеком. Если первые три дерева, намеченные к рубке, по какой-либо причине оказывались непригодными, то в этот день лучше не браться за дело: не будет добра. Строевой лес старались рубить в новолуние, ибо это, по мнению древних, не давало завестись в брёвнах червям-древоточцам.
Выбор места для дома. Чтобы построить дом требовалось ещё отыскать конкретное место. Конечно, тот или иной уголок облюбовывали в первую очередь из-за практических соображений: чтобы не затапливало в паводок, чтобы было солнечно и не задували холодные ветры, чтобы по близости была вода и так далее. К тому же требовалось, чтобы место было «добрым». Вот некоторые способы определения «хороших» мест. Ни в коем случае не годился участок, где ранее проходила дорога: чего доброго, по ней могли «уйти» из дому достаток, жизнь и здоровье. Нельзя было строить дом там, где прежде стояла баня: банный дух, Банник, был существом в общем недоброжелательным. Спорный участок земли также не подходил для строительства: в таком доме, считалось, до веку ладу не будет. Верным признаком «недоброго» места были также найденные в земле человеческие кости, оставленные без должного погребения. Не годилось строить жильё и на месте дома, сожжённого молнией либо оставленного из-за болезней, наводнения, других несчастий. Но если никаких недобрых признаков на облюбованном месте не обнаруживалось – его непременно надо было «проверить» Вот как это делалось. С хлебом, по мнению наших предков, была связана идея вечного возрождения, зарождения чего-либо нового, живого, доброго, светлого. Сажая хлебы в печь, «назначали» один из них на будущий дом. Если это хлеб выходил высоким и пышным, стало быть, Боги благословили строительство. Приглядев место для хаты, хозяин приносил с четырёх разных полей по камешку и раскладывал их на избранном месте, помечая будущие углы. А через три дня приходили посмотреть камешки: если они оказывались непотревоженными, значит, можно было строиться. Облюбовав место для дома, сухую овечью шерсть, символ достатка и благополучия, накрывали сверху горшком и оставляли там до утра. Отсыреет шерсть – значит, место «доброе». Ещё одним символом домовитости почитались у славян муравьи. Заберутся ночью под оставленный на земле деревянный кружок – значит, место счастливое.
Дом выходит из-под земли. Итак, начинать строительство дома лучше всего было около 21 марта, притом в новолуние, или уж во всяком случае, при растущей луне, а кончать – к 22 июня, когда солнце входило в полную силу и не успело ещё повернуть на осень. Именно таких воззрений совсем недавно придерживалось русское крестьянство, в частности в Сибири. Ни одно порождение народной культуры не было в одночасье придумано в том виде, в каком застала его этнографическая наука: народная мысль трудилась в продолжении веков, создавая гармонию и красоту. Конечно, касается это и жилища. Традиции во многом определялись климатическими условиями и наличием строительного материала. Полуземляночное жилище. Полуземляночное жилище древних славян, живших в VI – VII веках на Днепре, обычно имело почти квадратную форму со сторонами не более 3 – 4 метров. Земляной котлован для него бывал различным по глубине, крыша дома подчас опиралась непосредственно на грунт. Главной заботой наших предков, живших в суровом климате, было обеспечение теплом. В яме делали сруб, который затем засыпали снаружи землёй и плотно утаптывали. Деревянное сооружение засыпали землёй целиком, в том числе и верхнюю часть – крышу. Вход в полуземлянку располагался, как правило, с южной стороны. Полы были земляные, утоптанные, иногда промазанные глиной.
Наземное жилье. Постепенно полуземлянки «выбирались» из-под земли на свет Божий. На севере, с его сырым климатом и изобилием первоклассного леса, полуподземное жильё превратилось в наземное –избу. Обычно это было квадратная в плане постройка со стороной 4 – 5 м. Чтобы брёвна плотней прилегали друг к другу, в одном из них делали продольное углубление, куда и входил выпуклый бок другого. Пазы между брёвнами конопатили болотным мхом, имеющим свойство убивать бактерии, и нередко обмазывали глиной. Главным инструментом плотника был топор. Но отнюдь не из-за того, что достаточно поздно они узнали о пиле. Дело в том, что топор, рассекая бревно, уплотняет и сплющивает сосудистую ткань древесины. Наши предки так упорно предпочитали топор, применяя его даже для выделки досок: не случайно они назывались «тёсом».
В крестьянском хозяйстве, при рубке углов избы пользовались лишь простыми способами соединения брёвен (в старинном русском деревянном зодчестве использовали до пятидесяти способов рубки!) Узлы и элементы соединений деревянных конструкций
К избе нередко пристраивали своего рода прихожую – сени. Иногда в сенях устраивали хлев для скота. В отличии от полуземлянок в избах появились окна. Наземное жильё. Жилая изба.
Наши времена.
В нашей местности, не далее как 10 лет назад, в поселке Первомайский стояли амбары построенные для помещиков. Все этапы постройки были соблюдены. Бревна были подогнаны так плотно, что даже не требовалось конопатить мохом пазы. А вот в поселке Новая Чигла и в настоящий момент сохранись постройки времен начала XIX века. Примером служит здание сельской библиотеки и сельской церкви.
|
|
|||||||||||||
|