Сайт "Наш дом" создан творческой группой "ТИП" МОУ Октябрьская СОШ Таловского района Воронежской области
   

Содружество "ТИП"

 

Вместе мы можем сделать многое

Главная   

Мир народного костюма   

Мир русской кухни   

Мир поэзии   

Мир за окном   

Мир творчества   

Мир зодчества  

Мир памяти

Содружество ТИП

 

Навигация

 

Главная

Мир народного

костюма

Мир русской кухни

Мир за окном

Мир творчества

Мир поэзии

Мир деревянного зодчества

Мир памяти

Содружество "ТИП"

Венок немеркнущей славы
Карта сайта
Конкурс

 

 

 

Проведение исследования на тему «Письма с фронта – живая память о солдате»

 

Обращение к руководителям школьных исторических музеев образовательных учреждений Таловского муниципального района.

 

В ходе работы над Интернет-проектом возникла необходимость провести опрос среди руководителей школьных исторических музеев Таловского муниципального района на тему «Письмо с фронта как памятник Великой Отечественной войны». Каждый школьный музей, упомянутый ниже, внесен во Всесоюзный реестр школьных музеев.

  Данные о наличии музеев в образовательных учреждениях района и их руководителях предоставила методист МОУ ДОД Таловского ДЮЦ имени Титова Ю.Т. Елена Ивановна Любасова, проявившая живой интерес к нашей работе.

Приводим полученную информацию (сохранены все авторские права руководителей школьных музеев).

 

 1.   Школьный исторический музей «Отчий край» МОУ Советской ООШ, руководитель учитель иностранного языка Красильник Татьяна Ивановна:

-Фронтовые письма в музее хранятся, но их очень мало. Имеющиеся написаны Фатьяновым Михаилом Андреевичем. Солдаты с фронта писали в основном о своем личном, узнавали домашние новости, а в письмах Михаила Андреевича мысли о судьбе Родины, о любви к милым сердцу местам, о вере, непоколебимой вере в победу.

К письмам с фронта особо трепетное отношение. Их воспитательное значение нельзя недооценить: оно огромно.

 

 2.  Школьный исторический музей «Родные истоки» МОУ Синявской СОШ, руководитель учитель русского языка и литературы Мальцева Валентина Александровна:

- В музее «Родные истоки» хранятся письма Греченева Ивана Кузьмича, написанные им жене Александре Ивановне. Иван Кузьмич принимал участие в защите Сталинграда, погиб под Сталинградом. Его имя высечено золотыми буквами на знаменах в зале Воинской Славы в городе Волгоград. В настоящее время в школе учатся правнуки Греченева.

Очень жаль, что писем сохранилось так мало. Их значение для подрастающего поколения велико: детям необходимо научиться чтить память о воинах-земляках.

Используя письма в воспитательной работе, способствуем пониманию школьниками истинных духовных ценностей родного Отечества. Нельзя не упомянуть о потребности в изучении истории родного края, о формировании у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности памяти о тех, кто защищал Родину от фашистских захватчиков. Важно утверждение традиционных нравственных ценностей в сознании детей через духовное возрождение семьи, изучение родословной.

История – это память народа, и новому поколению она нужна, как воздух. Именно учить детей размышлять над богатым историческим наследием России, осмысливать его, гордиться им – цель учителя-воспитателя.

Поэтому необходимо отдать должное таким памятникам войны как солдатские письма.

 

 3.  Школьный исторический музей «Золотое дно» МОУ Верхнетишанской СОШ, руководитель Мелихова Надежда Васильевна:

- К сожалению, не так часто обращаемся к письмам с фронта, когда говорим о событиях Великой Отечественной войны. И понимаем, что письма солдат – это особый памятник, неоправданно забытый.

В нашем музее хранится всего два письма от Мелихова Петра ?. И сведений о нем у нас очень мало, можно сказать, только вот эти письма.

Почему мало осталось таких важных свидетелей той страшной войны как письма? Многие из тех, кто не вернулся с фронта в свое родное село, погибли или пропали без вести в первые месяцы войны. Наверное, в то время было не до писем. Еще одна причина: не все фронтовики идут на открытый разговор о пережитом на войне  тем более отдают сохранившиеся письма. А потом все за ненадобностью выбрасывается. Как говорят некоторые: подумаешь, письмо, какой толк. Жительница нашего села, которой сейчас 82 года, не сохранила единственное письмо от погибшего на фронте отца, но она знает его наизусть.

 

  4.  Школьный краеведческий  музей «Прошлое и настоящее» МОУ Степной СОШ, руководитель Лесных Людмила Николаевна. Людмила Николаевна дала разрешение на использование в нашей работе статьи ученицы 8 класса Елизаветы Кошелевой «Бесценные реликвии прошлого», опубликованной в Таловской районной общественно-политической газете «Заря» от 19 января 2010 года №5.

«Вот уже более десяти лет действует в нашей школе краеведческий музей «Прошлое и настоящее», в нем собраны материалы по истории села, о Шанинской, ныне Степной школе, о колхозе имени Ленина. Это фотографии, воспоминания, предметы быта. Но особенно нам дороги письма с фронта.  Их передали женщины, ставшие вдовами в годы войны: Мария Федоровна Найденова и Александра Яковлевна Хлыстова. Не так давно они ушли из жизни, но сохранили память о своих мужьях для потомков.

Мария Федоровна получила похоронку в 1943 году, когда ей было всего 25 лет. На руках осталась маленькая дочь. Три весточки с фронта, датированный 1943 годом, это все, что осталось о дорогом человеке. Между тем пожелтевшие от времени, ветхие листочки бумаги, где порой трудно разобрать содержание написанного, представляют собой бесценные реликвии прошлого.

Написаны на специальных бланках с название «Воинское», они содержат на полях отпечатанный патриотический лозунг, например:

Хочешь жить?

До самой смерти бейся,

Задержи врага и победи!

В конце текста штамп «Просмотрено военной цензурой».

Говорят, что читать чужие письма не хорошо. Но это совсем другой случай. Вглядываешься в строки, написанные о чернилами, то карандашом, и перед тобой жизнь человека, того героического поколения, его семьи, целой страны. Особенно трогательно, с какой теплотой и уважением обращается автор к своим родным и близким: «Сегодня 22 февраля, я только смог написать Вам, моя дорогая, письмо и сообщить, что я пока жив и нахожусь в госпитале, еще раз по мне походило немецкое железо, но это все пустяки. Скоро выздоровею, еще пойду громить немецких собак… я скоро вернусь с победой».

Наверное, эта вера в победу помогла нашему народу выстоять в той войне.»

 

 5.  Школьный исторический музей «Страницы истории» МОУ Докучаевской СОШ, руководитель Насонова Валентина Александровна, учитель истории:

- В школьном историческом музее фронтовых писем не хранится. Причины разные. Судя по жителям села, раньше не придавали особого значения сохранению писем с фронта. Поэтому их, например, при переселении в новый дом не брали с собой и просто выбрасывали.

Если же говорить о значимости писем как памятника войны, то она важна, велика: это особый стиль обращения к родственникам (чему нам надо еще учиться и учиться), это пример проявления истинных душевных ценностей простых  людей-защитников Отечества. Вот только жаль, что письма почти забыты и сохранились в единичных вариантах.

 

 6.  Школьный исторический музей «Отчий дом» МОУ Орловской СОШ, руководитель Тарелкина Валентина Ивановна:

- Фронтовых писем периода Великой Отечественной войны в школьном историческом музее нет. Причины разные. Одна из версий: дома в селе почти до конца 50-х годов были саманные. Случались частые пожары, выгорали иногда целые улицы. После пожаров мало что сохранялось.  Потом люди строили новые дома. И, быть может, письма сгорали во время пожара или сельчане не брали в новые дома старые вещи. Истинные причины теперь очень сложно определить. А для современности солдатские письма имели бы важное значение. Это ведь заочный диалог с теми, кто завоевал нам право на жизнь.

 

 7.  Школьный исторический музей МОУ Тереховской СОШ, руководитель Шатилова Наталия Анатольевна:

- Писем с фронта в музее нет. Часто жители села говорили, что все выбросили, уничтожили. Почему? Сложно ответить.

   

8. Школьный исторический музей «Живи и помни» МОУ Казанской СОШ.

Военной экспозиции в музее нет, соответственно, информацией о письмах с фронта не располагают.

 

9.  Школьный исторический музей МОУ Бирюченской СОШ, руководитель учитель истории Толкачева Татьяна Анатольевна:

- Хранится три письма, и то они переданы из соседнего села Тишанка. Датированы письма 43 и 44 годами. Подробной информации об авторах писем нет.

Но мы понимаем, что эта реликвия – голос из прошлого, чувственная связь времен. Поэтому бережно их храним.

 

В результате общения с руководителями школьных историко-краеведческих музеев выяснили следующее.

1) Фронтовые письма хранятся в школьных музеях, но не во всех (причины на то  самые разные). Количество писем очень невелико, да и вряд ли в последнее время оно увеличится.????????

2) Все учителя отмечают очевидную важность обращения к письмам с фронта при организации воспитательного процесса:

- в письмах солдат присутствует особая стилистика, незатейливая, простая, с ошибками, но понятная и близкая;

- особые формы обращения «Мамаша и Папаша», «мои дорогие», «низкий поклон Вам, дорогие мои родители», «низко кланяюсь всей родне» (подобное уважение, почитание родителей утеряно в настоящее время, а ведь именно такому отношению к старшим нужно учить детей в первую очередь);

-огромная выдержка авторов писем (скажите, каждое письмо проверяла военная цензура, поэтому лишнего не писали. Может и так, но солдаты успокаивали своих родных,  вселяли в них надежду на обязательную победу - об этом говорят все сохранившиеся письма с фронта).

Быть человеком, настоящим человеком, любящим родных, близких, Родину учат нас письма с фронта. И мы обязаны сохранить те малые крупицы, которые еще остались хотя бы в школьных музеях.

 

   Наверх   Назад

 

 

Земля горела под ногами.

И низвергался небосвод.

А мы и днями, и ночами

Упорно двигались вперед.

Упав однажды, вновь вставали,

Лечили раны на ходу,

И с каждым днем все дальше гнали

Фашистов лютую орду.

Мы спали в мартовских окопах,

Горели в танковой броне,

А впереди была Европа.

И мы уж думали о ней.

И не сокращали шага,

Все шире был наш твердый шаг.

И вот над варварским рейхстагом

Победно взвился алый стяг.

Прошли годы. Зажили раны.

Растаял сражений дым.

Но мы и ныне неустанно

на страже РОДИНЫ стоим

 

Пузаков А. И

Главная   

Мир народного костюма   

Мир русской кухни   

Мир поэзии   

Мир за окном   

Мир творчества   

Мир зодчества  

Мир памяти

Содружество ТИП

Используются технологии uCoz